Интернет-магазин снаряжения для дайвинга и подводной охоты. Санкт-Петербург
 
Комиссионные товары

назад | дайвинг | путешествия | история

Рассказ об экспедиции 2001 года на Мраморный карьер


О Мраморном карьере у города Сортавала мы впервые узнали из сети интернет. Посмотрев на фотографии, прочтя описание поездки, мы поняли – ехать необходимо...

Вывесили на нашей магазинной доске объявлений сообщение и... неожиданно для себя познакомились с Андреем Маркаряном, который уже не один раз посещал Карьер и погружался на нем. Он много чего нам рассказал интересного, в том числе и про свое неожиданное знакомство в последнюю поездку с какими-то неопознанными питерскими инструкторами ПАДИ в сопровождении не плавающих девиц. Инструктора ныряли, матерились на неработающий компрессор, и обещали к следующему сезону все вокруг приватизировать, оградить забором, начав культивировать (продавать) на Карьере техно-дайвинг. Страна не бедна горе-коммерсантами... Лучше бы подтащили к Карьеру компрессор на время сезона и забивали бы желающим баллоны. И денег нажили бы, и благодарности от товарищей. А так, по-совковому...

В общем: учитывая то, что со дня на день Карьер могут "озаборить", 18 августа мы поехали. Коллектив был не очень большой: сотрудники ОТКРЫТОГО МОРЯ + Алла Подшивалова + Ярослав Гладышев (БЕЛЫЙ ТЮЛЕНЬ) + проводник-дайвер: Андрей Маркарян. Выехали из Санкт-Петербурга около шести часов утра (суббота). Добрались до места в районе двух дня и, после разбивки лагеря и разжигания костра, начали нырять.

Мраморный карьер, 2001 год

Первый же дайв подтвердил слова Андрея о наличии множества заброшенных штолен на глубинах 07...10 и 15...18 метров. Отличие между горизонтами было принципиальным: в Карьере ниже 15 метров находится сплошная муть, в которой ничего не видно. В нижние штольни можно попасть, что называется, на ощупь. И оно кому надо? Другое дело горизонт до 10 метров. Вода, по сравнению с поездками на Ладогу и Балтику, непривычно прозрачна: видимость составляет порядка 10...12 метров, солнце в зените, мрамор, лес на "стенке", который видно с глубины 10 метров... Борис Сергеев со своим бадди (Ярослав Гладышев, DM PADI) сделали не менее шести проходов в штольнях.

Во второй дайв я был "обеспечивающим". В качестве плавсредства для страховки мы использовали "легенду русскихъ рыбаковъ" - лодку со зловещим названием "НЫРОК". И... – ничего. С задачей и лодка, и я вполне успешно справились. Команде дайверов удалось даже сделать несколько вполне достойных подводных снимков гротов, гигантских валунов размеров с Икарус и надводных пещер Карьера (над водой фотографировал я!). Однако на всю жизнь запомнилось тревожное чувство, подкрадывавшееся каждый раз, когда цепочка дайверов уходила "в проход" по штольням. Пузыри исчезали на 1...5 минут совершенно. Изредка из-под мраморной стены Карьера начинала подниматься мутная пена – в голову лезли самые плохие мысли. Становилось понятным, что такое "остановка времени"...

Во вторую поездку на Карьер все было организовано более толково. Сделав правильные выводы из предыдущей поездки, на этот раз мы направились в город Сортавала в пятницу, в 15:00. Предыдущая поездка показала, что дорога отнимает немало сил, и дайвы становятся "напряженными". А если еще учесть 45-метровую лестницу в Карьер и беготню с баллонами туда-сюда от воды до компрессора...

Досадной неудачей второй поездки явилось то обстоятельство, что при погружениях мы промочили цифровую видеокамеру SONY – основное средство производства нашего видеооператора. Впрочем, вечером разобрав и просушив SONЬ'ку, удалось ее реанимировать. Это зрелище достойно отдельной статьи: камни, хвойный лес, мерцающий костер и... более 150 мелких-мелких винтиков, шайбочек, батареечек, стопочек, кусочков колбаски, спиртосодержащих салфеточек, колесных гаечек от машин НИВА, видеокассет цифрового стандарта и массы сочувствующих вокруг. СОНЯ оживала как Шварц в фильме Терминатор: сперва начала выдавать кассету, но при этом напрочь отказывалась производить какие-либо еще манипуляции, через пару часов вдруг начала показывать то, что записано на видеокассете, в том числе и те материалы, которые были написаны в момент "утопления", и наконец, уже дома в понедельник рано утром, заработала "по полной".

Еще на пути на Карьер моя НИВА потеряла глушитель. Да не просто так, а от самых "штанов" – кто ездил, том поймет. Учитывая то обстоятельство, что назад мы возвращались в воскресенье, и все Станции Технического Обслуживания на трассе были закрыты, можно представить в каком состоянии я вернулся домой. Более 300 километров по извилистой карельской дороге без глушителя...

И еще! Во вторую экспедицию с нами был Павел Щипанов, известный в определенных кругах как "Баджер". В моей статье он не увидел ни слова про себя, так что "по просьбе читателей" размещаю ссылку (http://www.badger.ru/) на его компанию и на него. Обязательно посетите! :)

Игорь Скибарь во вторую экспедицию (БЕЛЫЙ ТЮЛЕНЬ) тоже ездил. Более того – обеспечивал плавсредство, которое мы таскали туда-сюда по склону карьера.

А в общем и целом – понравилось! Жалко только, что под водой не все, что планировали, сняли. Впрочем, это ведь не последние экспедиции были :)

Александр Першанин